среда, 9 декабря 2009 г.

Северо-Восток Доминиканы, Самана и киты

СЕВЕРО - ВОСТОК ДОМИНИКАНЫ.

САМАНА (Samana*).


Хотя полное название города: Санта-Барбара-де-Самана, все называют его просто - Самана. В нем проживает 40 тыс. горожан. И он является столицей одноименной провинции. Находится в 216 км от столицы. Расположена провинция Самана на северо-востоке страны. Географически это - залив Самана и полуостров Самана, омываемый Атлантическим океаном.
Провинция Самана славится не только своей красивой природой, лучшими в стране пляжами и потрясающим природным Заповедником Лос Айтисес; но и тем, что каждый год зимой в залив Самана приплывают провести свои медовые месяцы горбатые киты. Кстати, залив Самана - неглубок. Самая большая его глубина - лишь 45 метров.
Начало истории Саманы датируется январем 1493 г., когда Христофор Колумб, достигнув этих земель и собравшись высадиться на берег, подвергся беспрецедентной атаке напуганных зрелищем невиданных кораблей - индейцев. В записях Колумба говорится о невероятном количестве стрел, выпущенных в их сторону. С тех самых пор бухта, где все это произошло, носит название Гольфо-де-лас-Флечас ( с исп.: "Залив стрел").
Заселение же этих земель произошло гораздо позже - более двух с половиной веков спустя. Лишь в 1756 г. в этот район прибыли переселенцы с Канарских островов по приглашению тогдашнего испанского губернатора острова - бригадного генерала Франсиско Рубио Пеньяранда. А до того тихую бухту Самана использовали французы и англичане, в основном для ремонта судов. Причем большая часть из моряков, обитавших здесь в те времена - были "лихие люди" - пираты и контрабандисты. Жившие в этих краях немногочисленные французские поселенцы, и сами как могли промышляли контрабандой. А поскольку это наносило урон испанской казне, власти боролись с этим изо всех сил. Они неоднократно сжигали северные поселения и даже однажды затопили два французских галеона. Эти корабли лежат на небольшой глубине (как говорят - всего 12-15 метров) неподалеку от маленькой деревушки ЛАС ГАЛЕРАС и на сегодняшний день представляют собой излюбленный объект для дайверских погружений.
Позднее, в начале Х1Х в., в Саману из соседних Америк начали перебираться бывшие чернокожие рабы, получившее там к этому времени свободу и желавшие начать новую жизнь на новом месте. Многие из них были протестантами. Поэтому для уроженцев Саманы зачастую характерны типично английские фамилии - Смит, Уильямс и другие.
Потом северные земли Доминиканы по Договору Базеля отошли к Франции, и тут поселились бежавшие от революции французские семейства из Гаити.Они стали разводить кофейные плантации. Чуть позднее началась гаитянская оккупация (1822-1844), и в провинцию пришли многочисленные негритянские семьи. Правда потом большинство из них вернулось назад , но они оставили свой след в культуре Саманы - в ее языке и традициях.
До наших дней дошло совсем немного архитектуры и предметов старины из старой Саманы. Дело в том, что в 1946 г. в городе случился сильнейший пожар, уничтоживший практически всю городскую застройку. Из чудом уцелевшего можно, пожалуй назвать лишь Протестанскую Церковь Х1Х в. И еще - когда в 1970-х гг. президентом страны стал Балагер - уроженец Саманы, он рьяно взялся модернизировать родные края и настаивал на сносе старых домов, чем тоже нанес урон историческому наследию этой провинции.
Так что на сегодняшний день Самана по большей части - это современные постройки. Из них интересна набережная Малекон с великолепной панорамой бухты с гаванью в окружении живописных холмов. И пешеходный мост, соединивший город с двумя крохотными прибрежными островками, на дальнем из которых построили ресторан. Мост был задуман с расчетом на то, что Саману удастся переделать в огромный туристический мегаполис, чего по счастью - не произошло, т.к. Балагер проиграл следущие президентские выборы и потерял власть. И (ура!) северо-западный регион остается до сих пор оазисом практически девственной природы.
Но (внимание!) прогулочный мост, а особенно, ведущая к нему лестница - находятся сейчас в не лучшем состоянии, а от ресторана остались лишь развалины. А вот если смотреть на мост издалека, то он симпатичный и очень загадочный (Смайлик).
Самана интересна еще одной своей особенностью - здесь мирно соседствуют множество религий: католики, протестанты, методисты, баптисты, евангелисты, адвентисты 7-го дня, мормоны, последователи завезенного на остров еще в ХV1 в. Культа Вуду и некоторых других африканских верований. И честно сказать - подобная толерантность вызывает огромное уважение.

СПРАВКА: Считается, что слово "Voodoo" пришло из африканской страны Бенин. Там оно означает: "дух, божество". В наши дни в Гаити эта религия именуется "ВУДУ" или "Воду", в США и на Кубе -"Сантерия", в Бразилии -"Макумба". На сегодняшний день она по-прежнему широко распространена и в Африке. Называют приблизительную цифру в 50 млн. человек (по всему миру) - приверженцев Вуду. Получается, что Вуду - это популярная народная религия.
В Америку религия Вуду попала с завезенными черными рабами. Когда рабов стали насильно крестить, те придумали выход: внешне они стали молиться новым богам, но подразумевали в них своих, старых. Так Святой Петр с ключами у них стал хранителем врат от потусторонненго мира, хромым Легба; а повелитель змей Дамбаллах превратился в Святого Патрика. Был двойник и у Непорочной Девы Марии - прекрасная Эзили, богиня любви и плодородия. И лишь Христу-Спасителю не нашлось аналога в их пантеоне. Кстати, отсюда и пошло название "Сантерия" -"Вера в святых". Обрадованные религиозным рвением рабов, священники и не подозревали об истинной подоплеке дела.
Ритуал Культа Вуду (как у шаманов и колдунов) сводится к погружению в состояние транса. Считается, что в момент транса в человека вселяется какое-нибудь божество, но никогда не угадать- которое. Для справки: в африканских верованиях - около 1000 богов. Но если на Кубе в транс обычно погружается священник, то в других местах - все присутствующие при обряде люди. Трансу предшествует ритуал жертвоприношения (обычно - петух). Горят черные свечи. На пол сыплют муку, очерчивая деревянный столб посредине святилища (его называют "poteau mitan" - мост из нашего мира в потусторонний); рисуют мукой символы, в т.ч. и кресты (но в данном случае они не имеют христианского значения, а изображают стороны света) и под неумолкаемый бой барабанов начинают раскачиваться и плясать (при этом еще прихлопывают в ладоши и поют). В состоянии транса люди пророчествуют и ведут себя зачастую неадекватно.
В августе 1791 г. с именно такого религиозного обряда (правда, в жертву тогда была принесена свинья) началось восстание черных рабов в Гаити - гаитянская революция. Она вылилась в беспрецедентную резню белых людей, когда не щадили ни женщин, ни младенцев.
В Доминиканской Республике Культ Вуду не приветствуется. Да и сами доминиканцы намного спокойнее и добросердечнее гаитян. Отличительная особенность местных ритуалов Вуду - алтари с цветами. В истории Доминиканы было несколько случаев, когда жрецы этого культа начинали собирать вокруг себя много последователей и становились реальной угрозой общественному спокойствию. Тогда в ситуацию жестко вмешивались доминиканские войска и по-военному "наводили порядок".

В 2003 г. в государстве Гаити Вуду признан официальной религией. Теперь там священники Вуду могут не таясь совершать обряды, давать имена младенцам и заключать браки.


ГОРБАТЫЕ КИТЫ В САМАНЕ.

И, наконец - самая главная изюминка региона Самана - горбатые КИТЫ. По науке их называют "Megaptera". Киты этого вида - очень подвижны и игручи. Когда эти шалунишки резвятся - они высоко выпрыгивают из воды и приземляясь, громко шлепают грудными плавниками о поверхность океана. Для справки: размер взрослого кита достигает 18 м в длину, а вес - 30 тонн. Даже их крошки новорожденные и те бывают до 5 м длиной, а весят от 1 до 2 тонн.
Называют этих китов горбатыми в основном из-за формы спинного плавника, который и придает китам сутулый силуэт. У этих китов на брюхе крупные полосы, поэтому их еще величают полосатиками. Что забавно: ученые так же отмечают их широкоскулость.
Обычно горбатые киты погружаются под воду на 3-6 минут, максимум на полчаса. Когда всплывают, пускают 3- 8 фонтанов с интервалами до 10 секунд. Плывя под водой, часто меняют направление. Как рассказывают опытные дайверы, когда подплывают лодки с интересующимися туристами, киты - если и уходят на глубину, то зачастую "отсиживаются" прямо под этими же лодками. И, кстати, подплывать близко к китам в Доминикане запрещается законом. ( Сами понимаете - а то вдруг киты обидятся и перестанут здесь появляться).
А еще горбатые киты ПОЮТ ! Ученые отмечают мелодичность их песен, некоторые из которых длятся до получаса. Вот только точно не известно связано ли это у китов с периодом ухаживания в брачные сезоны или это- "душа просит". А еще, оказывается, они поют не только в одиночку, но иногда и хором.
Питаются киты рачками, стайными рыбами. Захватывая их в пасть вместе с водой, они потом захлопывают челюсти, а пищу отфильтровывают специальной щетиной, напоминающей плотно висящую резиновую бахрому на автомойках. Это, кстати и есть тот самый китовый ус, который в старину закладывали барышням в корсеты дабы придать их фигурам надлежащий силуэт.
К вопросу о талии: период беременности у горбатых китов достигает 11-12 месяцев. Малыши вскармливаются молоком матери. Поэтому горбатых китов относят к разряду млекопитающих.
В местах, где киты питаются и проводят брачные месяцы, их иногда собирается до 15 особей. В Доминикане они обычно появляются в конце декабря, а уходят в марте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий