среда, 9 декабря 2009 г.

Санто-Доминго, столица Доминиканы. Гуляем по городу.

НАБЕРЕЖНАЯ "МАЛЕКОН".

В Санто-Доминго есть очень красивая набережная, которая называется Малекон. Собственно, это и набережная и проспект- одновременно. С одной стороны - сверкающим на солнце веером рассыпаются волны Карибского моря, бьющие в скалистые, очень живописные обрывы берега. Над ними возвышаются стройные пальмы, шелестящие своими листьями-опахалами под порывами морского бриза. Линия берега- причудливо изломанная. Природная красота громад коралловых камней в сочетании с зеленью травы и мерцанием играющих в воде солнечных лучей- может ли быть лучшим украшение для города?

А иногда у Малекона встают океанские лайнеры и громадины сухогрузов. Совершенно непонятно- как им хватает глубины, потому что впечатление, что они швартуются прямо тут же - за пальмами, в прибое. Особенно эффектно это зрелище- в сумерках. Корабли сияют множеством огней, опоясывающих их по бортам. Громадные, как многоэтажные дома; громоздкие, как прабабушкин комод - в своей вечерней иллюминации они тем ни менее по ощущению невесомы, как скопление звезд на Млечном пути. Но, постояв так сравнительно недолго, иногдаполдня-день, они издают серию ни с чем не сравнимых гудков- воплей и уходят... Порт находится совсем рядом - туда они и перебираются.

Проспект, конечно, не повторяет всей сложной конфигурации береговой линии. Он- достаточно прямой и просторно- широкий. Ездить по нему очень приятно. Соленый морской воздух и панорамы береговых пейзажей каждый раз воспринимаются как прогулка.
По другую сторону проспекта - тоже есть на что посмотреть. Там, "на первой линии"города - возвышаются величественные комплексы красивых современных зданий. Это- многочисленные отели и казино. Эдакий доминиканский вариант Лас Вегаса.
На самом проспекте, в некотором отдалении друг от друга стоят два монумента. Один- в форме высокой одиночной стелы, а другой- двойной. В народе их ласково называют: "El Muchacho" и "La Muchacha", т.е. "Мальчик" и "Девочка". "Мальчик" до сих пор был трогательно-любительски расписан фигурами каких-то девушек. Одна из них была похожа на русалку - поэтому мы считали, что это что-то, посвященное теме кораблей. Но нам объяснили, что "Мальчик", оказывается - это память о трех сестерах Мирабаль - ставших последними жертвами доминиканского президента-тирана Трухийо.
А совсем недавно этот обелиск полностью перекрасили в свежий белый цвет и вмонтировали в него гигантские красные детские сандалии. Появившаяся на нем надпись гласит: "Босые дети". Оказывается теперь этот памятник стал УЧАСТНИКОМ Акции "Помощь нуждающимся детям".
По выходным дням набережная "Малекон" многолюдна. Местами она превращается в один сплошной пикник. Из припаркованных на набережной машин несется жизнерадостная музыка. А многочисленные компании жарят шашлыки, играют в мяч или просто болтают, расслабленно развалившись в привезенных с собой пластмассовых креслах.
В ветренные дни на набережную выбираются любители воздушных змеев. Чаще всего- это доминиканские папы с детишками. И высоко в небесах начинают реять армады хвостатых чудо-конструкций. Управляемые человеческой рукой, они выделывают в небе невероятные кульбиты. В самом-то городе им не разгуляться - мешают многочисленные провода, которые тянутся над улицами, как перепутанные нитки Мулине.
И еще: по набережной "Малекон" ездят открытые прогулочные экипажи. Они нарядные, белые, на ажурных больших колесах и с черным откидным верхом - на случай дождя. Запряжены они развеселой лошадкой. Ездят достаточно неторопливо- как раз удобно для тех, кто хочет успеть все рассмотреть.
А "Малекон" в переводе с испанского означает "Набережная". Лаконично- не правда ли?


БОТАНИЧЕСКИЙ САД (Jardi*n Bota*nico).


Находится в Санто-Доминго. Был основан в 1976 г. известным доминиканским ботаником доктором Рафаэлем Москосо Пуэйо (создателем Ботанического института при Университете Санто-Доминго).
Сад занимает приличную площадь - больше 2 кв км. Обойти его пешком за один раз - довольно затруднительно. Поэтому лучше поехать с экскурсией на одном из маленьких поездов, курсирующих там регулярно. (Правда, будьте готовы к тому, что экскурсовод говорит только на испанском языке). Место сбора желающих прокатиться -чуть в глубине и немного вправо от входа. Найти легко -там всегда стоят несколько ярких прогулочных поездов.





Под огромными тенистыми деревьям есть и маленькое открытое кафе, в котором пока ждешь, можно полакомиться мороженым. Кстати, там ощущаешь удивительную свежесть воздуха, наполненную настоящими лесными ароматами (и это - посредине немаленького Санто-Доминго!). Именно поэтому жилой район, граничащий с Ботаническим Садом, считается престижным, и соответственно - он более дорогой.






А сразу у входа - центральная площадь Сада. Она большая и нарядная. Красивые серебристые пальмы, декоративные пруды с фонтанами, рыбками и водными растениями; клумбы с фиалками и удивительные цветочные Часы, навсегда замершие в философской неподвижности. Эти Часы представляют собой 20-метровую композицию из камней и разноцветных декоративных растений.
Справа от входа на возвышении - небольшой Музей Естествознания, который можно посетить сразу после объезда всего Ботанического Сада. Он состоит из анфилады небольших прохладных залов, в которых очень наглядно представлены флора и фауна разных уголков Доминиканы. Их экспозиции выполнены в форме диорам, изображающих ландшафты природных зон Доминиканской Республики. Тут же можно увидеть и всевозможные чучела птиц и грызунов.


СПРАВКА: ДИОРАМА ( или Диарама) В переводе с греч. Diа* (через, сквозь) и Hоrama (вид, зрелище).
1). Полукруглой формы картина, изображающая задний план - в сочетании с расположенными перед ней бутафорскими и реальными предметами. Диорама рассчитана на искусственное освещение. Первая Диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Диорамы получили распространение в Х1Х в.
2). Вид живописи, где изображение исполняется на просвечивающем, специально освещённом материале.


Весь Ботанический Сад состоит из разных тематических секторов. Так в одном из них представлены лечебные, ядовитые, пряные и жгучие растения. В другом: водная растительность, где можно ознакомится с более 40 видами водных, болотистых, подводных и плавучих растений ( среди них - водяные лилии, разноцветный лотос, папирус, стрелолисты). Всего в этом Ботаническом Саду организовано 48 декоративных прудов и 61 искусственный водоем. А еще здесь есть розарий и дендрарий - с участком удивительных, малоизвестных публике - видов пальм.


СПРАВКА: Дендрарий- территория, где в открытом грунте посажены древесные растения (деревья, кустарники, лианы), размещенные по систематическим, географическим, декоративным и другим признакам.
Зона дендрария, предназначенная для общественного отдыха, называется дендропарком.
Дендрарии имеют научное, учебное, культурно-просветительское или опытно-производственное назначение. Чаще всего они размещаются при ботанических садах.
Еще один интересный раздел (от входа - налево) представляет Мир Орхидей.





В нем насчитывают около 300 видов этих цветов. Ежегодно в марте здесь проводятся выставки орхидей и конкурсы селекционеров. Кстати, рядом с ним находится Питомник, в котором можно прикупить интересные саженцы. А 40% территории Сада занимают "дикие" тропические леса с лианами и растениями-эпифитами (т.е. непаразитами), живущими на деревьях.
Ну, и один из самых впечатляющих разделов Ботанического Сада, который никого не оставляет равнодушным - это великолепный Японский Сад.





Здесь экскурсионный поезд делает остановку, и туристам предоставляется возможность самостоятельно побродить по его живописным маленьким холмам с японскими строениями, Садами Камней, можжевеловыми рощицами, японскими прудиками, зарослями бамбука и непередаваемо-чарующей атмосферой, приносящей удивительное умиротворение. На входе: священные Ворота-ТОРИИ.
СПРАВКА: Тории - священные ворота, обозначающие путь в "чистое (святое) место", место обитания и место почитания Ками (японских святых духов). Чаще всего Тории стоят перед храмами. А перед некоторыми может быть и множество Ворот-Тории, образующих настоящие коридоры на протяжении всего пути к святилищу.
Но часто Тории можно увидеть стоящими посреди чистого поля, на скале или в воде. Они посвещены Ками этих мест.


Кстати, для тех, кто хочет увезти из Доминиканы живые орхидеи: разрешение на вывоз можно получить именно в Ботаническом Саду Санто-Доминго. Корпус Администрации находится слева от входа. Он узнаваем по множеству припаркованных там машин (Тел. для справок по вопр. вывоза орхидей: 809-385-2611).





А эмблемой этого Ботанического Сада выбран лист Касии - пальмы с тонкими листьями ( которые растут тут, в Саду в изобилии). Для справки: "касия" - это, на самом деле - "корица": высушенная кора ветвей некоторых тропических деревьев, которую добавляют в состав ароматических композиций и зачастую употребляют как пряность.


Ботанический Сад ( Jardi*n Bota*nico Nacional Dr.Rafael Ma.Moscoso). Санто-Доминго. Находится к северу от Avenida J.F.Kennedy. Вход с Avenida Bota*nico. Открыт: с 9-17ч. Вход платный: 5$ (за вход, поезд, музей). Орхидеи(отдельная плата): 2$. Офисы: пн-пт. с 9-16 ч. Тел.809-385-2611 и 809-385-2612. http://www.jbn.gob.do/




ПЛОЩАДЬ КУЛЬТУРЫ (Parque de la Cultura).


Площадь Культуры представляет собой огромный зеленый парк, на территории которого разместились несколько больших Музеев, Библиотека, Театр, Фильмотека, Галерея Современного Искусства и популярное среди столичной молодежи вечернее "Синема* Кафе", в котором выступают известные доминиканские рок-группы.
До 60-х гг. этот участок принадлежал доминиканскому диктатору Трухийо. А после 1961 г. (когда Трухийо был убит), согласно его прижизненной воле - здесь организовали огромный просветительский центр, посвященный доминиканской культуре.
Находится: Санто-Доминго. Между проспектом Максимо Гомэс (Avenida Ma*ximo Gomes ) и улицами Педро Энрикес Уренья(Сalle Pedro Enrices Urenia) и Сесар Николас Пенсон( Calle Cesar Nicolas Penson).


МУЗЕЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
(Museo Nacional de Historia Natural).


Включает в себя обширные экспозиции, рассказывающие, в основном - о животном мире. На нижнем этаже - огромный скелет кита (китовый ус изображают тонкие пластины из прокрашенной древесины).
А вот больше половины первого этажа посвящено теме космоса. Эти залы погружены в загадочный полумрак с эффектной синей подсветкой. Несколько витрин рассказывают о причастности Доминиканы к освоению космических пространств. Там выставлен маленький флаг Доминиканской Республики, побывавший на Луне, и настоящий маленький лунный камень. Часть помещений оборудована видеопроекторами для просмотра научно-познавательных фильмов. А один из залов - это чудный небольшой планетарий.
Справа от входа, в залах первого же этажа - интересная экспозиция, рассказывающая о доминиканском янтаре и способах его разработки. Тут же представлен не только янтарь всевозможных оттенков, но и целая коллекция других природных минералов (как местных, так и латиноамериканских). По соседству с камнями - коллекция морских раковин.
На верхних этажах опять - здравствуйте, животные. Здесь впечатляет много-обилие чучел: от совсем некрупных до огромных - типа стоящего на задних лапах бурого медведя. Для доминиканских школьников, которых приводят сюда на учебные экскурсии - увидеть "реальных": леопарда (пожирающего чучело антилопы), медведя, льва, енота, голову лося с рогами - возможно и не спать следующую ночь от кошмаров, но зато обогатиться бесценными знаниями - поскольку в природе этой страны таких зверей нет и в помине.
В районе лестницы выставлены чучела рыб: большущие марлины, тунец, сеабус (с англ. - морской автобус).
На тех же этажах - небольшая юбилейная экспозиция, посвященная Чарльзу Дарвину. Наряду с академическими фотопортретами Дарвина, здесь можно полюбоваться и сатирическими рисунками разных эпох, изображающими его в виде обезьяны.
После небольшого ремонта должны открыться и залы, где представлены чучела эндемических обитателей доминиканской природы.
Санто-Доминго. Площадь Культуры(Parque de la Cultura). Открыто: вт.- вс.( с 10-17 ч.). Вход платный.


ДОМИНИКАНСКИЙ МУЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА
(Museo del Hombre Dominicano).


Этот Музей заслуженно считается одним из лучших в стране. Он посвящен истории культуры Доминиканы, начиная со времен индейцев Таино, до эпохи Колумба, а так же-несколько последующих веков.
Музей находится в здании, построенном в 70-х гг. прошлого века архитектором Хосе Каро Антонио Альваресом. Именно он и стал Первым Директором самого Музея. В 30-х гг. Альварес получил архитектурное образование в Университете Парижа. За его жизнь им было опубликовано 8 книг и множество исследовательских работ. В разные годы он так же становился Ректором двух Университетов в Доминикане.
На 2-м этаже, закрытом для посетителей, кроме административных офисов находится и памятная Галерея Директоров этого Музея. Надо сказать, все они были широко образованными людьми, много занимавшимися научно-исследовательской работой. Причем каждый из них был специалистом сразу в нескольких областях.Сферой их научных интересов были: экономика, социология, психология, изучение религий, археология, антропология, география, горное дело, искусствоведение, медицина, этнография. Им принадлежит огромное количество печатных трудов. Их усилиями и появился этот Музей.
Экспозиции интересных верхних этажей посвящены культуре и наследию индейцев Таино; а еще - африканских народов, завезенных во времена рабовладения и испанских колонистов. Представленные в Музее археолого-этнографические коллекции рассказывают о развитии каждой из этих национальных культур и об их синкретизме.


СПРАВКА: СИНКРЕТИЗМ (от греч. Sykretismos - соединение) - это образование нового культурного явления, получившегося в результате сочетания самых разнородных воззрений, взглядов и культурных проявлений (когда при этом игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу).
В религиозном аспекте СИНКРЕТИЗМ - это форма религии, сочетающая в себе элементы различных других религий. Существует (кстати, становящаяся все более популярной) точка зрения, что религиозный синкретизм в некоторой степени характерен вообще для всех религиозных течений.


В разделах музейной экспозиции можно ознакомиться с наиболее полным в стране собранием артефактов эпохи Таино.


СПРАВКА: Артефакт (от лат. Artefactum - искусственно сделанное). Имеет много смысловых оттенков. Но как АРТЕФАКТ КУЛЬТУРЫ означает созданные предметы быта, орудия труда, жилища, дороги…А в плане духовной жизни: рожденные научные теории, суеверия, верования, произведения искусства и фольклор.


Кроме достаточно традиционных орудий труда индейцев Таино в Музее можно увидеть каменные обелиски и реконструкции погребальных курганов, индейскую скульптуру, изваяния богов, собрание топоров и наконечников для копий; а так же - украшения из кораллов, раковин и камней. Представленные экспонаты рассказывают об укладе жизни индейцев Таино, о способах охоты, рыболовной ловле, нехитром сельском хозяйстве, о кулинарных особенностях, о кустарных промыслах. Интересны макеты поселений Таино.
В жизни современной Доминиканы сохранилось достаточно много унаследованного именно - от индейцев Таино. Это и географические названия - как например: Cibao (Сибао), Dajabоn (Дахабон), Yaque (Яке), Chavоn (Чавон), Ozama (Осама), Bani (Бани), Sosua (Сосуа), Haina (Аина)... Агрокультуры - юка, батат, табак. Узнаваемы и слова: каноа (деревянная лодка), уракан (ураган), амака (гамак), игуана, маис (кукуруза), табако (табак), москито (москит), ламби*.
А одним из частых блюд доминиканской кухни являются касабэ и кативиас, делающиеся по рецепту Таино из корней местной юки (yuca). Лепешку касабэ часто подают в качестве замены хлеба - причем она настолько хороша, что годится как для обычной трапезы, так и для ресторанной, на высшем уровне.
Как говорят, расписной поднос и гамак тоже достался доминиканцам в наследство от Таино.
Сохранились и некоторые специфические приемы рыбной ловли в лагунах, и отдельные особенности в изготовлении глиняной керамики. Да и в музыке специалисты тоже находят отголоски культуры исчезнувших индейцев.
Так в наши дни доминиканские музыканты иногда используют инструмент Гуира (Gu**ira). Сейчас он делается в форме пустотелого латунного цилиндра с похожей на терку поверхностью, ритмично проводя по которой металлической вилочкой - извлекают своеобразный звук, напоминающий звучание трещотки. Прообразом же этого музыкального инструмента является тот, которым пользовались еще индейцы Таино. Только они изготавливали его не из металла, а из полого плода дерева Игуэро (Higu**ero), предварительно очистив его от мякоти. По поверхности плода нарезали выпуклые полоски-ребра, и точно так же, как и сейчас - терли по нему гребнем и извлекали звук.
Обычно этот тип Гуира используется современными фольклорными трио, именуемыми Перико Рипьао (Perico Ripiao). В составе инструментов этих трио бывает еще барабан и гитара. Так вот барабан для более богатого звучания, обтягивают с разных сторон двумя видами кожи - старого козла ( такую кожу, как говорят - еще долго вымачивают в роме) и нежной кожи молоденькой невинной козы-ярки.
А вот с конца ХV в. на самобытность Таино начала влиять пришедшая испанская цивилизация. Появляется колониальная архитектура; испанские политические, общественные и религиозные учреждения, новый для индейцев язык, иной уклад жизни. Испанцы привезли и католицизм, и свою музыку, песни, танцы, поэзию. В Музее есть интересная реконструкция типичного для той эпохи - сельского дома небогатого крестьянина.
Другим мощным влиянием на закладывающийся культурный образ Доминиканы стало появление на острове завезенных чернокожих рабов, что началось незадолго до окончательного исчезновения индейцев Таино. Чаще всего они принадлежали к самым разным африканским народностям, а объединяло их то, что почти все они были очень молодыми (16-20 лет). А раз мало было стариков, изустно передающих культурные традиции, то эта африканская масса оказалась во многом духовно-обезличенной.
Но и они привнесли очень многое в культуру Доминиканы. Так не все из них работали на плантациях и стройках, часть -обслуживали испанцев (как домашние слуги, няньки, кухарки, садовники) и соответственно некоторым образом проживали вместе со своими хозяевами. Так к культуре европейцев примешались колоритные негритянские особенности в быту, вере, обрядах, музыке, танцах, устной литературе, одежде, украшениях и питании.
Кстати, такой обширный африканский раздел, как в этом Музее - довольно нехарактерное для Доминиканы явление. Потому что доминиканцы обычно склонны преуменьшать влияние на них негритянской культуры, приписывая многое - лишь индейским корням.
И из этой области: нельзя не заметить большую склонность доминиканцев к пению. Многие из них музыкальны, а те, кто - нет, восполняют это почти детской непосредственностью исполнения. Часто свои любимые песни они подхватывают с первой ноты и общим хором исполняют до конца. Хоровое пение можно услышать и в исполнении маляров, работающих на стройке; и в респектабельных молодежных барах, и в вечерних местных "клубах", в которые к ночи превращается практически каждое кальмадо(магазинчик).
В Музее есть очень интересные фотографии сельских праздников. Представлен и доминиканский алтарь культа Вуду. Есть и коллекции местных музыкальных инструментов, и большие разделы, посвященные особенностям Карнавала в Санто-Доминго, Сантьяго, Монте-Кристи и Ла-Веге.
А еще, кроме постоянных экспозиций, в Музее Человека устраивают временные выставки.


Санто-Доминго. Площадь Культуры(Parque de la Cultura). Тел.: 809-687-3622 и 809-687-3623. Открыто: вт.- вс.( с 10-17 ч.). Вход платный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий